Книга Александра Карасева «Чеченские рассказы»

Автор: Рудалёв Андрей Рубрики: Военлит Опубликовано: 10-06-2009

Конечно, правду о войне можно узнать, почитав архивные документы, исторические труды. Или личные свидетельства о войне — воспоминания ветеранов, часто правдивые, мощные. Но вот беда, в литературе они, как правило, не остаются. Есть в них жизнь, но нет искусства. Хотя конечно для искусства они бесценный материал. Искусство, литература суммирует их, преодолевает субъективизм изложения, часто необъективность оценок и выдаёт собирательный образ, основанный на личном знании.
Александр Карасёв одним из первых вводит чеченскую войну в сферу литера туры. Ценой гигантских усилий он трансформирует свой армейский опыт, составляя из него базу для жизненного и писательского прорыва. Он не кричит во всё горло о себе, не занимается беско нечными рефлексиями по поводу своей личности, он просто пишет рассказы с яркими индивидуальными и в то же время столь традиционными началами. Но всё же это не столько «военная про за», сколько проза о человеке. И не толь ко, кстати, военная: есть рассказы о не сложившейся любви, городские исто рии. 
Главный фокус повествования Кара сёва — герои. «Пиджаки — презритель ное прозвище призванных на два года офицеров, прошедших подготовку на во енных кафедрах гражданских вузов». Это герои «его войны». Саня Войтов, Серёга Ершов, Вова Аполлонов, Сантуций… Они пьют водку, бьют солдат, страдают от несчастной любви, могут нелепо вы глядеть, иметь опыт наркотиков и даже подозреваться в гомосексуальных свя зях. Они не штампован, но сильные и волевые, а просто — такие как есть, со своими слабос тями и «тараканами» в голове. Но всегда — это личности, и от их пости жения захватывает дух. Так, титаническая фигу ра капитана Фрязина в рассказе «Ферзь» бук вально возвышается над всем остальным миром, который предстаёт не иначе как его фон. И в тоже время его образ не воспринимается-каким то картонным, ис кусственным, а именно живым и цельным. Та кие герои, такие личнос ти всегда поражают, все гда вдохновляют. Не его обстоятельства дёргают за ниточки, а они — кук ловоды реальности. Хо тя, конечно, в жизни всё бывает по разному.
Автор каждый раз заново, каждым рассказом погружает читателя в ситуа цию войны. Но сам рассказчик при этом отстранён, смотрит со стороны. В техни ке письма Александр Карасёв тяготеет к импрессионистичности. Он не вязнет в деталях и подробностях. Его война че канится ёмкой и отточенной, будто штык фразой. Бежать за сюжетом его рассказов — пустое дело, весь их смысл таится в конкретной фразе, в каждой из них — мысль, анализ обретенного опыта, становящийся житейской мудростью.
«Чеченские рассказы» представляют собой монолит мудрости, житейской правды и юмора. Это не просто сборник рассказов, а скорее — роман в новеллах. Лаконичные, яркие, энергичные расска зы, связаны единством замысла. Сюжет ные линии пересекаются, но не всегда совпадают. Всё пережито, выстрадано, чувствуется необычайно мощная лично стная позиция, система ценностей, на самой вершине которой — жизнь, да же если в какой-томомент кажется, что она ничего не стоит.
Социальные сети